В любой момент, когда вы захотите открыть аудиорешение и посмотреть на его внутренности, вы обнаружите напористый кусочек профессионального аудиосигнала. Если бы он мог говорить, то сказал бы примерно следующее: "Слушай, приятель, мой отец заставлял Pink Floyd звучать фантастически на сцене, так что уйди с дороги". Или: "Пропустите меня, я импульсная волна".
Производители про-аудио уже давно адаптируют свой опыт к потребностям инсталляции и AV. До сих пор наиболее заметным является необычайно прозорливый MediaMatrix от Peavey, механизм распределения цифрового аудио, созданный в 1993 году компанией, которую основал парень, сделавший свой первый гитарный усилитель в 1957 году.
В последнее время Q-SYS - точнее, Q-SYS Core - открыл ворота для дополнительных уровней маршрутизации, распределения и обработки с помощью инструментов управления акустическими системами сторонних производителей. А Q-SYS, если мы не забыли, производится компанией QSC Audio, первые продукты которой предлагали калифорнийским гитаристам усилитель Duck Amp, усилитель PigNose и Quilter Sound Thing, когда Джими Хендрикс был еще жив.
Целью последних микшерных движков была интеграция их функций с остальными элементами управления сети и даже с программным обеспечением для моделирования помещения, позволяя вам "микшировать" каждую комнату на ходу и создавать реальное пространство с любыми акустическими прогнозами. Возможно, вам не захочется надевать белые перчатки, чтобы микшировать фронт хаус в Гластонбери, но если пульт дистанционного управления достаточно сексуален, вы сможете работать с предварительными настройками, пока клиент не попросит вас удвоить счет.
Управление системой стало настолько важным, что британская компания Linea Research, например, выпустила свой усовершенствованный системный контроллер ASC48, чтобы придать гибкость и динамику многоцелевым площадкам, которые имеют тенденцию разбрасывать звук повсюду, как желе на детском дне рождения. По мере того, как аудио распространяется по тому или иному типу кампуса, его необходимо сопровождать.
По мнению еще двух известных имен в про-аудио, перешедших Рубикон в AV, оно также должно улучшиться в качестве.
Вслед за Yamaha MRX7-D, решением drag-and-drop на основе знаменитых консолей FoH компании, а теперь и более дешевой серии MTX, появились еще два новых чипа от старого блока FoH, один из которых, по крайней мере, является лидером рынка в турах на сегодняшний день.
DiGiCo, так их называют, имеет 6U процессор, который выглядит как блок кондиционера и называется 4REA4, часто называемый "Area 4" теми, у кого мало свободного времени или дислексия. По словам специалиста по продукции DiGiCo Дэйва Бигга (Dave Bigg), в некотором смысле перенос подобного дизайна продукта из сферы профессионального аудио в сферу AV довольно прост. "По сути, все, что делает любой микшерный пульт, - это принимает аудиосигналы из точки А в точку Б, - говорит он, - и смешивает их в середине. Это принцип, который не меняется от гастролей - фронт-оф-хаус или мониторы - до инсталляции. Но что меняется, так это развертывание, а в AV, как правило, требуется простота".
Если бармену нужно увеличить или уменьшить громкость, выбрать "DJ" или "iPod", ему не нужен Mission Control с регуляторами. Однако, по словам Бигга, DiGiCo заметила разрыв в качестве. "Качество звука - наша главная забота", - говорит он, - "поэтому мы хотели создать что-то простое в использовании, но с качеством в качестве основного элемента - не хуже, чем наши микшерные пульты, но пригодное для работы в условиях инсталляции".
Это означает "черный" ящик с программным интерфейсом через ноутбук. После установки и настройки все, что вам нужно, - это настенные панели и пульты дистанционного управления. "Он не требует огромной кривой обучения, - продолжает Бигг, - и использует знакомый графический интерфейс с перетаскиванием. В нем есть визуальные эффекты микшерного пульта, но он настолько сложен, насколько вы захотите. Вы можете превратить его в основу обширной сетевой аудиосистемы с конечными точками в разных местах или добавить микшерный пульт и использовать его в качестве устройства маршрутизации".
Бары, казино, круизные лайнеры и многие другие места беззакония уже приняли 4REA4, с множеством конечных точек и выбором источников. Но как насчет качества звука? Как DiGiCo достигает тех частей, до которых не могут добраться другие двигатели?
"Сигналы 4REA4 уже обработаны с точки зрения эквалайзера и динамики, - объясняет Бигг, - поэтому вам не придется самостоятельно создавать блоки обработки и тратить время, пытаясь стать звукорежиссером. Они основаны на той же технологии чипов FPGA, что и в наших консолях, которая является лучшей из всех, что мы когда-либо использовали, но переработана для расширения возможностей установки. Но физические карты ввода/вывода те же, что и в наших SD-Rack для использования на сцене, как и многие другие компоненты".
Название Allen & Heath, возможно, более знакомо AV-интеграторам, оно ассоциируется с огромным разнообразием приложений и ценовых предложений, и его наверняка можно найти в ближайшем пабе.
Но компания также разработала высококачественные цифровые микшерные пульты для гастролей, включая флагманскую цифровую микшерную систему dLive.
На выставке ISE в мае компания представила семейство аудиоматричных процессоров AHM, масштабируемых от 16×16 каналов до 32×32 и 64×64. В них также используются чипы FPGA нового поколения, и, по словам руководителя отдела маркетинга продукции Николы Беретты, они переносят все качество концертного микширования в стационарный инсталляционный пакет.
"dLive стал нашим лучшим вариантом 96 кГц для гастролей, с лучшей фазовой когерентностью, меньшей задержкой и всеми современными преимуществами для инженера FoH", - подтверждает Беретта.
"Затем мы вновь вышли на рынок инсталляций с новым поколением матричных микшеров iDR-4 и iDR-8, которые до сих пор успешно работают во многих местах. Мы взяли семейство dLive и перепаковали его для этого рынка". Микросхема FPGA в AHM-64 точно такая же, как в dLive, с другой прошивкой для набора функций, включающего автоматические микшеры микрофонов, стандартную обработку каналов, автоматическую компенсацию шума и эхоподавление - все это имеет больше смысла для системных интеграторов".
Это новая парадигма: интегратор может настроить систему на самостоятельную работу; настроить ее так, чтобы неквалифицированный персонал мог сделать простой выбор; или предоставить штатному АВ-менеджеру все необходимые инструменты для создания красивого звука с разными костюмами для каждого случая.
Только на этот раз аудиосигналы будут не только в списке гостей. Они будут направляться прямо в VIP-зал.