Звучит как победа: оборудование для конференций

Важность звука в аудиовизуальном оборудовании, как для конференций, так и для живого звука/презентаций, никогда не вызывала сомнений, даже если он часто игнорируется в пользу видео, постановки и освещения. Возросшие ожидания, связанные с более высоким качеством потребительских аудиотехнологий и общим хорошим качеством концертного звука, привели к тому, что продюсеры мероприятий и операторы залов требуют лучшей чистоты звука для своих мероприятий.

Усовершенствования и инновации в технологии принесли значительные преимущества как для конференц-залов, так и для презентаций. В секторе конференц-связи произошел значительный переход от старых добрых колонок и микрофонов на гуслях; в то время как в живом звуке для корпоративных мероприятий акустические системы теперь более последовательны, поскольку цифровые технологии для микшерных пультов, процессоров и сетевых систем обеспечили большую гибкость, а также лучшее качество.

Конференции

Слово "конференция" вызывает в памяти образы обшитых деревянными панелями помещений с центральным длинным столом или ярусами кресел с проходами, населенных людьми, которые пытаются донести свою точку зрения. Когда-то для этого им служили микрофоны на петличках, а их слова передавались всем остальным либо через колонки на стенах, либо через мини-динамики, встроенные в основание микрофона.

Такой тип организации конференций используется и сегодня, хотя это уже не такая норма, как раньше. Развитие технологий позволило улучшить качество звука и функциональность, а также возможность определять приоритет того, кто выступает следующим. Безопасность - особенно при обсуждении важных деловых вопросов или вопросов, связанных с правительством, - может быть обеспечена инфракрасной (ИК) связью. Наряду с более традиционными помещениями и конфигурациями оборудования появился новый стиль современных конференц-залов, которые либо предназначены для этих целей, либо могут использоваться для проведения конференций с помощью соответствующих технологий.

Тенденция такого типа помещений заключается в том, чтобы убрать конференц-атрибутику со стола и разместить ее либо на стене, либо на потолке. Большим прорывом, который позволил это сделать, стала технология формирования луча или технология отслеживания луча. Она позволяет сфокусироваться на том, кто выступает в определенное время, и отдать этому человеку предпочтение.

Цифровая обработка сигнала (DSP) является ключом к тому, чтобы это произошло; когда голосовой сигнал поступает на микрофон - который может быть одним из многих, расположенных по комнате самостоятельно, или частью массива с несколькими другими микрофонами - он разделяется на две части. Аудиокомпонент передается в блок микширования/усиления с помощью коммутационной техники, такой как AVB (Audio Video Bridging).

Элемент, используемый для отслеживания, обрабатывается с помощью алгоритма, который использует высокую степень шумоподавления, чтобы фоновые шумы не активировали микрофон неправильно. Поскольку люди могут находиться как ближе, так и дальше от микрофона или массива, применяются специальные методы, такие как взвешивание луча и интеллектуальное смешивание, чтобы обеспечить наилучшее использование сигнала.

Отслеживание/формирование луча  

Отслеживание/формирование луча вывело на рынок несколько компаний, ранее не известных своими продуктами для конференций. К ним относятся ведущие производители микрофонов, такие как Sennheiser и Shure. Компания Sennheiser недавно представила TeamConnect Ceiling 2 - второе поколение своих микрофонов, предназначенных для работы на конференциях. В нем 28 всенаправленных капсюлей объединены в единый массив; выбор докладчика осуществляется с помощью адаптивного формирования луча, а общее программное управление обеспечивает централизованное администрирование, удаленную настройку и функции монитора.

Компания Shure выпустила массив для потолочного монтажа Microflex Advance MXA910, в котором используется технология формирования луча для направления соответствующей "доли" массива на говорящего человека. MXA910 была установлена в нескольких сценариях проведения совещаний в Великобритании, включая помещение U-Collaborate компании KPMG и штаб-квартиру Института акустики. (На MXA910 был наложен предварительный судебный запрет американским производителем ClearOne в связи с нарушением патента на его формирующую луч микрофонную плитку BMA CT; это касается только Америки, но продукт все еще доступен в Европе и на других территориях).

Помимо потолочных микрофонов, Shure также выпускает MXA310, модель настольного массива, в которой используются методы управляемого наводки и автоматического микширования. Кроме того, у производителя есть выбор более традиционных конференц-систем, включая Microflex Complete, которая поставляется как в беспроводном, так и в проводном варианте, и DDS 5900, которые оснащены микрофонами на гусиной шее и встроенными динамиками. Другой ведущий производитель микрофонов, компания AKG, предлагает дискуссионную систему CS3, микрофоны на гуслях и ряд кардиоидных (направленных) граничных микрофонов, включая CBL301.

Компания Biamp Systems, которой в Великобритании занимается Polar Audio, выпускает серию сетевых конференц-систем Tesira на базе DSP, использующих адаптивную технологию в соответствии с требованиями пользователя и его местоположением. Она включает как конфигурируемые, так и фиксированные DSP-устройства, в том числе Tesira SERVER в первой категории и серию FORTE во второй. Лучеобразующие микрофоны также являются важной частью установки и могут быть либо подвешены к потолку - подвесной микрофон TCM-1 и его вариации - либо установлены заподлицо, в случае TCM-X, XA и XEX. Также доступны настольные модели - TTM-X и TTM-XEX.

Компания Polar Audio, которая также представляет beyerdynamics, сообщает, что по-прежнему существует спрос и место для более традиционных конференц-систем, где председатель может управлять динамиками и выбирать, кто будет говорить следующим. К таким системам относится семейство Quinta от beyer; оно предлагает беспроводные станции для делегатов и выбор микрофонов, в том числе гусечные и граничные модели.

DICENTIS от Bosch также имеет настольные устройства для каждого участника, но использует технологию нового поколения в виде разработанного компанией транспортного протокола OMNEO. Он работает в сочетании с открытой архитектурой управления OCA и системой Dante Audio over IP (AoIP) компании Audient для создания комплексной сети и распределения.

Протокол Dante был принят многими производителями в области профессионального аудио и теперь находит применение в конференц-связи. Компания Zoom Video Communications интегрировала библиотеку приложений Dante в свое приложение Rooms для залов заседаний, мест для совещаний и презентаций. Это позволяет любым устройствам с поддержкой Dante, включая ноутбуки, подключаться к любому другому аналогичному устройству в сети, и все это с помощью программного обеспечения.

Качество звука в конференц-системах не всегда было на высоте, но в последние годы оно значительно повысилось, в результате чего вырос такой важный аспект, как разборчивость. Известное имя в области аудио, которое недавно вышло на этот рынок, - компания Dolby, наиболее известная своими системами объемного звучания для кинотеатров. Теперь компания выпускает Dolby Voice для видеоконференций. Она объединяет специальное телефонное оборудование с программным обеспечением для четкого воспроизведения голоса каждого говорящего. Он основан на адаптивной технологии и использует динамическое выравнивание для подавления фонового шума и в то же время повышает уровень того, кто находится дальше от микрофона.

Презентации и корпоративные мероприятия

Основные требования к системам живого звука на рынках презентаций и корпоративных мероприятий не претерпели существенных изменений за последние 20 с лишним лет. Обычная установка по-прежнему включает в себя микшерный пульт и акустическую систему перед домом, а также, возможно, мониторные клинья или внутриушной мониторинг (IEM) для ведущего на сцене, в зависимости от сложности шоу.

Другим ключевым элементом является микрофон. Это источник голоса, но в отличие от концертного рынка, где вокалисты и музыканты имеют опыт использования микрофонов, многие люди, участвующие в презентациях, не всегда привыкли к микрофонам. Беспроводные технологии сейчас широко используются в живом звуке в целом, и это дает большую свободу, поскольку люди не всегда застряли за пюпитром.

Ручные микрофоны по-прежнему популярны, но презентаторы должны иметь представление о том, как ими пользоваться, особенно в плане того, как далеко держать микрофон от рта. Все чаще в производстве корпоративных мероприятий используются микрофоны типа lavalier или mini-boom для ведущих и любых других выступающих на сцене. Лавальеры, также известные как микрофоны-клипсы, предназначены для ношения на теле, либо крепятся к одежде, либо, в некоторых случаях (в основном в музыкальном театре), в волосах для максимальной незаметности.

Эта форма микрофонов привела к появлению стиля ношения на голове, также известного как мини-бум. Это позволяет разместить головку микрофона рядом со ртом выступающего, и хотя она все еще видна, эти микрофоны обычно достаточно малы, чтобы не отвлекать внимание. Большинство производителей микрофонов теперь выпускают микрофоны этого типа: Shure предлагает кардиоидные (направленные) MX150, суперкардиоидные MX184, кардиоидные WL185 и всенаправленные WL183 лавальеры и головные модели WCM16, PGA31 и SM35; Sennheiser имеет выбор лавальеров и носимых на голове микрофонов для своих линеек беспроводных микрофонов XS, XS Digital, evolution и Digital 6000 и 9000; а beyerdynamic предлагает различные беспроводные комплекты, включая головный TG 534.

Флагманская беспроводная система Shure - Ambient Digital. Как и все производители, Shure сталкивается с перспективой сокращения радиочастотного спектра, особенно в связи с освобождением диапазона 700 МГц, которое намечено на май следующего года. Цифровая технология обеспечивает большую спектральную эффективность в то время, когда радиочастотный спектр становится все более переполненным. Ambient и другие цифровые системы, в том числе от Sennheiser, AKG и beyer с моделями Unite, TG500 и TG1000, позволяют добиться этого, хотя они дороже аналоговых аналогов. Возможной альтернативой являются беспроводные микрофоны на основе технологии DECT, которую сейчас рассматривает ряд производителей, включая beyer.

Выбор громкоговорителя

Выбор акустической системы зависит от размера помещения и сложности постановки. Если речь идет о большой, поющей и танцующей презентации продукта с воспроизведением музыки или выступлением живых артистов в большом конференц-центре или театре, то в этом случае необходимо использовать топовые туровые системы от Martin Audio, JBL, Meyer Sound, L-Acoustics и d&b audiotechnik.

Техника, которая особенно хорошо зарекомендовала себя в небольших помещениях и конференц-залах, хотя она применима и в больших залах, - это цифровое управление. Она была принята на вооружение рядом производителей, включая JBL, Tannoy, Bose и Renkus-Heinz. Сами громкоговорители обычно имеют форму линейного массива, в котором идентичные компоненты выстроены в виде полосы, что обеспечивает более направленную передачу звука.

Компания Renkus-Heinz, которую в Великобритании представляет Polar Audio, выпускает линейные массивы Iconyx. Поскольку каждый массив имеет узкий профиль, колонки занимают не так много места, как традиционные корпусные модели. С помощью программного обеспечения DSP можно направить несколько звуковых лучей в виде отдельных сигналов в определенные части помещения. Это не только гарантирует, что все присутствующие смогут услышать происходящее, но и позволяет избежать отражающих поверхностей, таких как окна.

Микшерные пульты

Большинство микшерных пультов, используемых в про-аудио в наши дни - будь то живой звук, вещание, пост-продакшн или корпоративная сфера - цифровые. Эта технология позволила увеличить функциональность пультов до небольших размеров, сохранив при этом качество звука. Среди ведущих брендов - DiGiCo, Midas, Soundcraft, Yamaha и Avid с пультом Avid VENUE | S6L. Еще одна модель, которая часто встречается на презентациях, - Mackie AXIS, которой, как и другими пультами, можно управлять с iPad или другого мобильного устройства через приложение. Это особенно полезно во время саунд-чеков и монтажа, поскольку позволяет звукорежиссеру перемещаться по залу и слышать, как все звучит в разных частях помещения.

Важным фактором в современном аудио является возможность объединения в сеть всего используемого оборудования и даже подключения к удаленным точкам, в том числе к внешним вещательным грузовикам. Большую роль в этом играет передача аудио по IP (AoIP), в частности, протокол Dante. Основным преимуществом является возможность распределения сигналов по IT-каналам на основе кабелей CAT5 или CAT6, а не по дорогостоящим и хрупким специализированным аудиокабелям. В таких системах можно использовать контроллеры Crestron или Logic для запуска определенных предварительных настроек - как для последовательности действий на сцене, так и для конфигурации микса.

Как на рынке конференций, так и на рынке презентаций и корпоративных мероприятий, новые технологии повысили не только гибкость и функциональность аудиосистем, но и их общую значимость для производства. Выбор может показаться сложным даже для опытных, поэтому обратитесь за советом к опытному специалисту, но в целом помните, что звук так же важен, как и визуальное оформление. А может быть, и важнее.

Конференц-оборудование в Магазине. Екатеринбург.